begemot_0007 (begemot_0007) wrote,
begemot_0007
begemot_0007

Category:

Вертолетное проклятие России

Вертолетное проклятие России
Заметки авиадилетанта

После якутской трагедии, где в результате авиакатастрофы вертолета МИ-8 погибло сразу больше десяти детей, у меня возник вопрос. А почему вообще вертолет так популярен в России как грузовой авиатранспорт? Почему дети летают в этих «железных стрекозах»?
Семнадцатилетний юноша из Якутии с переломанным позвоночником остается на сопке, когда я пишу эти строки.
Не безопаснее ли все-таки летать на традиционных самолетах – бипланах, монопланах, высокопланах и как там еще их называют?
Вопрос возник не случайно. Например, на Аляске в США вертолеты вовсе не так популярны, нежели у нас, хотя условия жизни там весьма похожи на наш Север.
Если же посмотреть на вторичный рынок малой авиации в Европе, то предложение вертолетов составляет примерно 5-8 процентов от количества предлагаемых на любой вкус и цвет лёгких самолетов.
Вообще, сравнивать по безопасности самолет и вертолет трудно. Потому что, хоть я и не сильно разбираюсь в этих вопросах, но прекрасно понимаю, что при соблюдении всех правил, содержащихся в руководствах по летной эксплуатации (РЛЭ или, как иногда их называют, мануалах), любой вертолет или самолет, имеющий соответствующую сертификацию, совершенно безопасен при эксплуатации.
Вопрос, как всегда, упирается в человеческий фактор.
И вот, я как-то думаю так, что поскольку человека мы никак не переделаем, то летающие аппараты по глупости (или бесшабашности) управляющего ими народа время от времени все равно будут попадать в экстремальные ситуации.
И если с этой точки зрения сравнить технические характеристики вертолета и самолета, то получается у вертолета два совершенно диких минуса и всего один плюс, и о каждом минусе и плюсе я скажу отдельно.
Минусы следующие. Полеты на вертолетах не зря такие дорогие – ему банально нужно больше топлива, нежели легкому самолету. Потому что у вертолета более мощная силовая установка (обычно больше одного двигателя). Следовательно, при столкновении вероятность пожара намного больше, нежели когда такое несчастье происходит с легким самолетом. Проще говоря, при аварии вертолеты горят веселее и ярче, чем самолеты.
Добавлю, что именно из-за этого цена на вертолеты кратно превосходит стоимость аналогичных по пассажировместимости самолетов.
Второй минус в том, что управлять вертолетом сложнее, чем аналогичным по характеристикам самолетом. Опять же не зря стоимость обучения на пилота вертолета в несколько раз больше такого же курса на умение пилотировать лёгкий самолет.
Таким образом, из-за сложности управления вертолетом опять же банально возрастает вероятность ошибок.
То есть, попасть на случай, когда пилот ошибется, гораздо легче, сидя в качестве пассажира внутри вертолета, нежели в каком-нибудь «Кукурузнике».
В случае аварии на высоте вертолет, что бы вам ни говорили авиаторы, в большинстве своем падает вниз с достаточно большой скоростью, в силу обычных законов физики.
Безусловно, мне скажут, что вертолет тоже может планировать. Я на это могу сказать, что да, он планирует. Потому что в воздухе планирует вообще все, что является неровным. И если за штурвалом окажется вертолетчик-ас, то он даже сможет свой аппарат более-менее посадить так, что среди пассажиров не будет жертв. Но ключевое слово в предыдущем предложении – «если».
Таковы минусы. А плюс один – вертолету не нужна взлетно-посадочная полоса.
Этот самый плюс с ростом в России интереса к легкой авиации великолепно лёг на всеобъемлющую русскую лень. Или улёгся. Что бы ни говорил в своих книгах Мединский, а лень в России – вечна и непобедима. Лень нашим людям устраивать взлетку. Это же очень трудно – выровнять участок земли сто на пятьсот метров.
Тем более что, года два назад, помнится, в Кировской области один товарищ как взялся обустроить ВПП, так к нему сразу прокурор прибежал. Как говорил один герой в фильме «Остров сокровищ», «я еще никогда не видел, чтобы человек так быстро бегал». Блажил государев слуга, что земля сельскохозяйственного назначения, и никаких тут вам всем взлёток. Две трети этой святой русской земли в нашей области зарастают самым, что ни есть, русским деревом – березой, но выравнивать эту землю для приземления летательных аппаратов – низ-зя.
Так что на указанный выше плюс вертолета улегся еще и наш российский родной бюрократизм. До боли родной и до слёз горький.
Который в своих действиях учитывает еще и то, что вертолеты наши заводы выпускают до сих пор, и достаточно успешно.
Можете посмотреть, к примеру, на этот сайт:
http://www.russianhelicopters.aero/ru/
Татарские авиастроители даже американцам вертолеты продают, и я, если кому что неясно, их успехами горжусь.
А вот самолеты для перевозки 10-30 пассажиров наши не выпускают уже почти 50 лет. Так сложилось. На сегодня налажен выпуск лишь маленьких аграрных самолетов (частными фирмами), типа «Авиатики-890» и СП-30 «Шмель».
Поэтому российскому бюрократу гораздо легче, чтобы по Руси летали вертолеты, поскольку они посконно наши, а на импортные самолетики выставить таможенную пошлину процентов эдак больше сорока.
В итоге стоимость самолетика в миллион долларов автоматически превращается в полтора. Почувствуйте разницу и поймите логику государства – и сами не выпускаем, и из-за границы везти накладно.
А тут еще и лень наша. Хотя, вот, например, когда сильно приспичит, народ методом субботника взлетно-посадочную площадку быстро соорудил в Верхнекамском районе. Не верите? Зря:
http://www.nabludatel.ru/new/2013/07/02/s-oblastnym-centrom/
То есть, по сути дела, эти самые взлётки для малых самолетов – никакая не проблема. Стоит лишь захотеть.
Главный полицейский Кировской области генерал Солодовников очень любит по этой самой области летать на вертолете Robinson-44. Но если ему нужно будет устроить ВПП (вдруг он влюбится в какую-нибудь Cessnу), то у него вряд ли возникнут проблемы. При желании и умении генерала гаркнуть и стукнуть кулаком по столу, во всех населенных пунктах, где есть отделы полиции, взлетно-посадочные полосы появятся в мгновение ока путем проведения нескольких полицейских субботников. Как говаривал незабвенный Аркадий Райкин, «да они все поле заасфальтируют».
А там и другие интересующиеся подтянутся. И глядишь, начнет летать полицейский генерал на какой-нибудь Maule, а не на железной стрекозе.
А пока он летает на Robinson-44, создавая совершенно ненужный ажиотаж и рекламируя не совсем подходящий для гражданских полетов вид авиатранспорта.
В итоге все мои знакомые бизнесмены восторженно отзываются о вертолетах, а про самолеты говорят примерно так: «Фи, да ему же аэродром нужен».
Конечно, нужен. Но вот с учетом сказанного мной выше, думается, что никаких трудностей устроить взлетно-посадочные полосы для легкой авиации в каждом более или менее населенном людьми российском пункте не имеется. Тем более что в целом и в частности, на мой взгляд, самолет более безопасен в повседневной эксплуатации, чем вертолет.
А откуда взять самолеты?
Да пожалуйста.
Вот:



Узнали? Да-да, это та самая «Аннушка». Возобновить ее выпуск – не так уж и сложно, при этом, как говорят, с учетом новых технологий и американского двигателя наш везделёт АН-2 становится достаточно комфортабельным, совершенно не теряя своих других качеств.
Не зря про этот самолет Толбоев сказал, что он – гениальное творение русских и украинских авиаконструкторов.
А вот, пожалуйста, гости с Аляски:



Это Kodiak.
Вполне свежей разработки, кстати, самолет. Даже юный. Можно предложить американцам выпускать его прямо в России.

А это Maule:



Наверное, не ошибусь, если скажу, что как санитарный, патрульный и полицейский самолет он аналогов у нас иметь не будет.
То бишь, самолетов, пригодных для полетов на Крайнем Русском Севере, в мире создано до известной всем русским матери.
При этом, добавлю, что никто не запретил нашим авиаконструкторам создавать и совершенно новые самолеты для нашего бездорожья.
В-общем, садись и лети себе на здоровье. Как весь мир и делает в условиях бездорожья.
Но Россия летает на Севере (да и не только на Севере) вертолетами. У неё, как всегда, свой путь. А почему так сложилось, я уже сказал.
Ох и силен у нас этот стереотип, что вертолетами летать лучше…
И уже забывается, что изначально вертолет не зря был исключительно военной техникой, с ограниченным кругом задач.
Десантную операцию обеспечить. Раненых эвакуировать. Боеприпасы доставить, продовольствие. Разведку провести.
Они, вертолеты, ни хорошие, ни плохие. Они – другие. Это – не самолеты.
НА НИХ НЕ ДОЛЖНЫ ЛЕТАТЬ ДЕТИ.
На них должны летать в основном солдаты, воины, еще, видимо, пожарники и спасатели.
А ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ДОЛЖНЫ ЛЕТАТЬ САМОЛЕТАМИ.
АННУШКАМИ, КОДИАКАМИ, ЦЕССНАМИ, ПАЙПЕРАМИ, МУШКЕТЁРАМИ И ПРОЧИМИ.
И НИЧЕГО ИНОГО НАМ НЕ ПРИДУМАТЬ.

Tags: Авиация, Малая авиация, Некоторые мысли по поводу, Трагедия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments