begemot_0007 (begemot_0007) wrote,
begemot_0007
begemot_0007

  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Тойота, таможня, племя "гайи" и Ося

Если кто-то скажет, что выложенное ниже решение суда далось легко, то он очень сильно ошибается.
Кроме того, читателей, не являющихся юристами, предупреждаю:
Если действующий юрист заявляет, что такие решения судов являются обычным делом, то это либо шарлатан, либо данный субъект просто пиарится.
Это был очень сложный иск, и очень сложный судебный процесс.
Решение суда было обжаловано ГИБДД Ободранской губернии в губернский суд, и оставлено в силе.
Губернский суд ничего нового по сути к решению суда не добавил.
ГИБДД попыталась в суде второй инстанции поставить свою позицию на том факте, что якобы не установлен год выпуска автомобиля, и необходима дополнительная проверка.
На это губернский суд ответил, что данный аргумент не был заявлен на суде первой инстанции, кроме того - в паспорте транспортного средства указано "Год изготовления не установлен".
На сегодня автомобиль катает своего хозяина вполне исправно, и номера на нем есть.
Но осадок от процесса остался...
Что-то неладное творится в родном Отечестве, господа.
Итак:
№ 2-89/2008 копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Рио-де-Жанейро 14 апреля 2008 г.

Федеральный суд города Рио-де-Жанейро Ободранской губернии в составе:
председательствующего судьи З.Т.Важниковой
с участием заявителя Гаврилова А.И.
его представителя Фиглярского И. Р.
представителей ответчиков Козлова И.Г. и Демакова А.В.
при секретаре Костюниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гаврилова Александра Ивановича к УВД по Ободранской губернии и Ободранской таможне об оспаривании действий об отказе в регистрации транспортного средства,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель Гаврилов А.И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий об отказе в регистрации транспортного средства автомобиля «Тойота Ленд Круйзер» Управления внутренних дел по Ободранской губернии и Ободранской таможни, указывая, что упомянутый автомобиль он приобрел 09 января 2008 года в г. Екатеринбурге у Заболоцких В.Н., действовавшего на основании агентского договора от 09 января 2008 года. В паспорте транспортного средства, выданном на автомобиль 25 марта 1999 года, имелись сведения о том, что он поставлен на учет в УГИБДД ГУВД Свердловской области и зарегистрирован, автомобиль неоднократно продавался, снимался с учета и затем вновь ставился на учет в УГИБДД ГУВД Свердловской области. В январе 2008 года он обратился в УГИБДД УВД по Ободранской губернии с заявлением о постановке на учет и регистрации приобретенного им автомобиля. Но ему в этом было оказано. Отказ в регистрации транспортного средства мотивирован тем, что автомобиль, ввезенный на территорию Российской Федерации, не прошел таможенное оформление. Поскольку автомобиль эксплуатировался на территории России в течение 10 лет, в паспорте транспортного средства графа «Таможенное оформление» не заполнена, следовательно, он не знал и не мог знать при всей степени заботливости и осмотрительности, что автомобиль не прошел таможенное оформление. По смыслу ст. 320 п. 4 ТК РФ усматривается, что лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию России, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая оплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза не состояли в каких-либо отношениях по поводу указанных транспортных средств. Следовательно, для таких лиц действующее таможенное законодательство не исключает возможность осуществления правомочий собственника в отношении приобретенных ими законным образом транспортных средств. Отказом в постановке на учет и регистрации приобретенного им автомобиля нарушается его право собственности, то есть владеть, пользоваться и распоряжаться автомобилем. Просил признать его добросовестным приобретателем автомобиля «Тойота Ленд Круйзер», признать действия Управления ГИБДД УВД по Ободранской губернии об отказе в постановке на учет и регистрации автомобиля «Тойота Ленд Круйзер» незаконными, обязать УВД по Ободранской губернии и Ободранскую таможню не препятствовать ему в пользовании и распоряжении указанным автомобилем и обязать УВД по Ободранской губернии поставить указанный автомобиль на постоянный учет и зарегистрировать на его (заявителя) имя, выдать паспорт транспортного средства, регистрационные документы и знаки без уплаты таможенных платежей.
Заявитель Гаврилов А.И. и его представитель Фиглярский И. Р. в судебном заседании изменили свои требования и не настаивали на признании Гаврилова А.И. добросовестным приобретателем, а данное обстоятельство использовать для мотивации решения. В остальном заявление поддержали по изложенным выше обстоятельствам.
Представитель УВД по Ободранской губернии Козлов И.Г. заявление не признал, что без согласия Ободранской таможни не представляется возможным поставить автомобиль на регистрационный учет.
Представитель Ободранской таможни Демаков А.В. возражал против заявления, ссылаясь на отсутствие оснований для регистрации транспортного средства до прохождения таможенного оформления, включая уплату таможенных платежей.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя УГИБДД УВД по Ободранской губернии, надлежаще извещенного.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 319 Таможенного кодекса РФ (далее ТК РФ) предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при перемещении товаров через таможенную границу, при ввозе товаров – с момента пересечения таможенной границы.
Согласно п. 1 ст. 320 ТК РФ лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является декларант или таможенный брокер (представитель).
Декларант – лицо, которое декларирует товары или от имени которого декларируются товары.
Из положений ст. 127 ТК РФ следует, что уплата таможенных платежей является обязанностью декларанта при декларировании и совершении иных таможенных операций.
Отсюда следует, что на декларанте, перемещающем транспортное средство через таможенную границу Российской Федерации, лежит обязанность уплатить таможенные платежи.
Согласно паспорту транспортного средства, номер 66-ЕК 896603 на автомобиль «Тойота Ленд Круйзер», универсал, цвет черный, год изготовления 1997, модель номер двигателя IFZ 0289745, VIN FZJ800171346 выдан РЭО УГИБДД ГУВД Свердловской области 25 марта 1999 года, графа «таможенное оформление» не заполнена. До приобретения заявителем Гавриловым А.И. этого автомобиля собственниками его были три физических лица (Гаврилов А.И. – четвертый). Автомобиль трижды принимался на постоянный учет и трижды снимался с регистрационного учета тем же органом, выдавшим паспорт транспортного средства – РЭО УГИБДД ГУВД Свердловской области. Последний раз автомобиль снят с регистрационного учета 06 января 2008 года для отчуждения Гаврилову А.И. на основании агентского договора от 09 января 2008 года.
Согласно справки УГИБДД ГУВД по Свердловской области от 08 февраля 2008 года упомянутый выше паспорт транспортного средства был выдан 28 октября 1997 года на автомобиль «Тойота Ленд Круйзер» VIN FZJ 800171346, двигатель № 0289745 взамен ПТС 78АТ 978963, автомобиль зарегистрирован за Бортник Е.А.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 27 февраля 2008 года Бортник Е.А. упомянутый автомобиль приобрел на авторынке г. Екатеринбурга на основании справки-счет у неизвестного ему лица в 1997 году. И автомобиль был поставлен на учет в органах ГИБДД г. Екатеринбурга. По данным НЦБ Интерпола УВД Ободранской губернии указанный автомобиль в розыске по линии Интерпола и в федеральном розыске не значится. По сведениям таможен Северо-Западного таможенного управления и ГНИВЦ ФТС РФ на указанный автомобиль таможенное оформление отсутствует. В возбуждении уголовного дела отказано за истечением сроков давности уголовного преследования.
Приведенное выше нормативное положение, проявляя свое регулирующие воздействие в сфере таможенных отношений распространяется на субъектов таможенных правоотношений, то есть прежде всего на лиц, на которых непосредственно возложена обязанность по прохождению таможенного оформления товаров и транспортных средств, включая уплату таможенных платежей. Такое регулирование закреплено, в частности, в ст. 320 п. 4 ТК РФ, в соответствии с которым при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства, лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе – также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно вывозимых и незаконно ввезенных товаров.
Отсюда вытекает, что лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей, поскольку на момент ввоза на территорию Российской Федерации не состояли в каких-либо отношениях по поводу транспортных средств. Следовательно, для таких лиц действующее таможенное законодательство не исключает возможность осуществления правомочий собственника в отношении приобретенных ими законным образом транспортных средств, не исключает признание их полноправными собственниками приобретенного транспортного средства.
Суду не представлены стороной ответчика доказательства о том, что истец Гаврилов А.И. при заключении договора купли-продажи автомобиля «Тойота Ленд Круйзер» знал или должен был знать о том, что автомобиль не прошел таможенное оформление.
Представитель Ободранской таможни Демаков А.В. согласился с тем, что при наличии такого паспорта транспортного средства, в котором графа «таможенное оформление» не заполнена и транспортное средство трижды принималось на постоянный учет и снималось с регистрационного учета, приобретатель автомобиля (Гаврилов А.И.) не мог знать, что он не прошел таможенное оформление. Однако полагает, что Гаврилов обязан был обратиться в таможенный орган, для проверки факта прохождения таможенного оформления.
Суд не может согласиться с последним доводом представителя таможни Демакова А.В., так как при наличии ПТС на автомобиль, неоднократного его принятия на учет и снятия с регистрационного учета, эксплуатации его более 10 лет, регистрирующий орган иной информации не мог дать. Гаврилов А.И. не мог получить информацию о прохождении (непрохождении) таможенного оформления, как не получила и Ободранская таможня.
А согласно положений ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, что не последовало со стороны ответчиков по настоящему спору.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. 348 п. 5 ТК РФ принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей (ст. 350 ТК РФ) не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
По настоящему делу истекли все установленные законом сроки.
Согласно п. 1 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Согласно п. 35 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России № 59 от 27 января 2003 года для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств должны представить в регистрирующий орган регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался. И к иным документам для совершения регистрационных действий отнесены документы, выдаваемые таможенными органами на транспортные средства, решения судов…
С учетом изложенного заявитель Гаврилов А.И. не являлся лицом, на которое может быть возложена обязанность по таможенному оформлению транспортного средства, в том числе по уплате таможенных платежей, он не мог каким-либо образом влиять на соблюдение требуемых при перемещении транспортного средства через таможенную границу таможенных формальностей, так как не был участником каких-либо таможенных отношений. Приобретая транспортное средство, он не знал и не мог знать, прошло ли оно таможенное оформление. Им заключен договор купли-продажи транспортного средства на законных основаниях, который не признан незаконной (ничтожной) сделкой и для этого, по мнению суда, отсутствуют основания. Паспорт транспортного средства, номера узлов и агрегатов скрытых поддельных изменений не имеют, ПТС заявителем в регистрационный орган представлен, в возбуждении уголовного дела против заявителя Гаврилова А.И. отказано.
А согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
Исходя из этого, в целях защиты суверенитета и экономической безопасности Российского государства, прав и законных интересов граждан, обеспечения единого экономического пространства законодатель, устанавливая таможенную территорию Российской Федерации, таможенную границу и соответствующий порядок перемещения, контроля и оформления товаров и транспортных средств, а также обложения таможенными платежами и их уплаты и т.п., может предусматривать административные меры принудительного характера, а также конкретные составы правонарушений и соответствующие санкции. Однако все такого рода меры, как связанные с ограничением права собственности, должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерны конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам.
Согласно информации Северо-Западного таможенного управления от 04 апреля 2008 года в региональной базе данных автотранспортных средств сведения о выдаче удостоверения ввоза транспортного средства № ББ1132626 и оформлении автомобиля «Тойота Ленд Круйзер», номер кузова FZJ800171346 отсутствуют. Региональная база данных автотранспортных средств введена с 1998 года.
Спорный автомобиль выпуска по всем документам (за исключением карточки учета) – 1997 года, и это обстоятельство в судебном заседании подтвердил представитель Ободранской таможни Демаков А.В., а согласно карточки учета – 1994 года. И из этой же карточки учета усматривается, что впервые паспорт транспортного средства выдан 21 октября 1997 года в г. Санкт-Петербурге.
А с учетом информации Северо-Западного таможенного управления, в зоне действия которого находится г. Санкт-Петербург, о введении региональной базы данных автотранспортных средств с 1998 года, выдачи на автомобиль таможенного удостоверения, а затем и ПТС в 1997 году, и этим автомобилем свободно и открыто пользовались физические лица свыше 10 лет, он состоял на постоянном регистрационном учете с 1997 года в г. Санкт-Петербурге, а затем в г. Екатеринбурге, что, по мнению суда, само по себе является доказательством произведенного таможенного оформления.
Право собственности Гаврилова А.И. не может нарушаться.
При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
Суд соглашается с мнением представителя Ободранской таможни Демакова А.В., что Ободранская таможня не может являться ответчиком по делу. По мнению суда, Ободранская таможня является заинтересованным лицом по делу и могла быть привлечена в качестве заинтересованного лица, то есть в качестве третьего лица. Но поскольку подобное ходатайство в суд не поступило, суд не изменил статус Ободранской таможни, что не влияет на существо принятого решения.
Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Гаврилова Александра Ивановича удовлетворить:
признать действия Управления ГИБДД УВД по Ободранской губернии об отказе в регистрации автомобиля «Тойота Ленд Коуйзер», 1997 года выпуска, незаконными.
Обязать Управление внутренних дел по Ободранской губернии совершить необходимые регистрационные действия, автомобиля «Тойота Ленд Круйзер» VIN-FZJ 800171346, двигатель IFZ-0289745, выпуска 1997 года, цвет кузова черный, поставить на постоянный регистрационный учет на имя Гаврилова Александра Ивановича, выдать ему паспорт транспортного средства на указанный автомобиль, регистрационные документы и знаки без уплаты дополнительных таможенных платежей.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня провозглашения в Ободранский губернский суд.

Федеральный судья Важникова

Копия верна:

Федеральный судья З.Т.Важникова

Решение вступило в законную силу

Федеральный судья З.Т.Важникова

Начальник отдела О.Г.Коркина


Tags: Трибунал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments